46
Двигатель - общие процедуры ремонта
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки.
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шей-
ки в двух взаимно перпендикуляр-
ных плоскостях, как показано на
рисунке.
Диаметр коренной шейки:
метка "О"..........49,996 - 50,000 мм
метко "}"...........49,991 - 49,995 мм
метка "2"...........49,985 - 49,990 мм
рем. (0,25).........49,745 - 49,755 мм
Диаметр шатунной шейки:
номинальный.........42,985 - 43,000 мм
рем. (0,25).........42,745 - 42,755 мм
Если значения диаметров выходят за
указанные пределы, проверьте мас-
ляные зазоры. При необходимости
перешлифуйте или замените коленча-
тый вал.
б) Проверьте шатунные и коренные
шейки на конусность и пекруглость,
как показано на предыдущем рисунке.
Максимальная конусность и
пекруглость.................0,02 мм
Если конусность или некруглость
больше допустимой, замените колен-
чатый вал.
3. При необходимости перешлифуйте
шатунные и коренные шейки на ре-
монтный размер и подберите вкла-
дыши ремонтного {уменьшенного на
0,25 мм) размера.
Замена сальников коленча-
того вала
Примечание: существуют два мето-
да (А и Б) замены сальников.
1. Замените передний сальник колен-
чатого вала.
А. При снятом с блока цилиндров
масляном насосс,
а) Используя отвертку и молоток,
удалите сальник, как показано на
рисунке.
6) Используя трубку подходящего
диаметра и молоток, запрессуйте
новый сальник, пока его поверх-
ность не окажется заподлицо с кор-
пусом масляного насоса.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку сальника.
Б. При установленном масляном на-
сосе на блок цилиндров:
а) Используя нож, срежьте высту-
пающую кромку? сальника.
б) Отверткой, предварительно обмо-
тав ее изолентой, удалите сальник.
Примечание: не повредите коленча-
тый вал.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспо-
собление и молоток, запрессуйте
сальник, пока его поверхность нс
окажется заподлицо с кромкой кор-
пуса масляного насоса.
2. Замените задний сальник коленча-
того вала.
А. Держатель заднего сальника снят с
блока цилиндров:
а) Используя отвертку и молоток,
выбейте сальник.
б) Используя подходящее приспо-
собление и молоток, запрессуйте но-
вый салвник, пока его поверхность нс
окажется заподлицо с кромкой дер-
жателя заднего сальника.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку сальника
Б. Держатель заднего сальника уста-
новлен на блоке цилиндров.
а) Ножом отрежьте кромку? сальника.
б) Отверткой (предварительно об-
мотав её изолентой) удалите саль-
ник.
Примечание: не повредите коленча-
тый ваг.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспособ-
ление и молоток, запрессуйте новый
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер-
жателя заднего сальника.
Сборка узла
"поршень - шатун”
1. Соберите шатунно-портиневую
группу.
а) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от-
верстия бобьтшек поршня.
б) Совместите метки "перед” порш-
ня и шатуна.
в) Запрессуйте поршневой палец.
oiiHl-
Двигатель - общие процедуры ремонта
47
г) После установки поршневого
пальца проверьте, что шатун уста-
новлен по центру поршня, а глубина
запрессовки поршневого пальца "А"
одинакова с обеих сторон поршня.
2. Установите поршневые кольца,
а) Вручную установите расширитель
и 2 скребка маслосъемного кольца,
как показано на рисунке.
б) Экспандером для монтажа порш-
невых колец установите два ком-
прессионных кольца; причём кодо-
вые метки колец должны быть об-
ращены вверх, как показано иа ри-
сунке.
в) Установите поршневые кольца в
канавках так, чтобы их замки распо-
лагались, как показано на рисунке.
Примечание: не совмещайте замки
колец.
перед
1 - расширитель маслосъемного
кольца, 2 - нижний скребок масло-
съемного кольца, 3 - верхнее ком-
прессионное кольцо, 4 - верхний
скребок маслосъемного кольца,
5 - нижнее компрессионное кольцо.
3. Установите вкладыши шатунных
подшипников.
а) Совместите выступ вкладыша
подшипника с выточкой стержня ша-
туна или крышки шатуна.
б) Вставьте вкладыши подшипников.
Сборка блока цилиндров
Примечание:
- Тщательно очистите все дета-
ли, предназначенные для сборки.
- Перед сборкой смажьте свежим
моторным маслом все детали, об-
разующие узлы вращения или
скольжения.
- Замените все проюшдки, кольце-
вые уплотнения и сальники новыми.
I. Установите коренные подшипники.
Совместите выступы подшипников с
выточками (углублениями) постелей
блока цилиндров и вставьте верхние
вкладыши подшипников.
Примечание: верхние половины вкла-
дышей (устанавливаемые в расточки
блока цилиндров) имеют масляные
канавки или отверстия, а нижние
(устанавливаемые в крышки корен-
ных подшипников) - нет.
метка "перед”
5. Установите пять крышек коренных
подшипников.
Примечание: каждая крышка под-
шипника имеет номер и метку
"перед ".
1 2 3 4 5
6. Нанесите топкий слой моторного
масла на резьбу и под головки болтов
крепления крышек коренных подшип-
ников.
7. Установите и равномерно затяните
болты крышек коренных подшипников
за несколько проходов, в указанной
последовательности.
Момент затяжки................58 Н-м
2. Установите верхние упорные полу-
кольца.
Установите верхние упорные полу-
кольца в расточку блока цилиндров,
при этом масляные канавки полуколец
должны быть обращены наружу
3. Уложите коленчатый вал в блок ци-
линдров.
4. Установите два нижних упорных
полукольца па крышку подшипника
№3, сориентировав масляные канав-
ки наружу.
8. Проверьте, что коленчатый вал по-
ворачивается равномерно.
У. Проверьте осевой зазор коленчато-
го вала. (см. выше)
10. Установите поршень и шатун в
сборе.
а) Наденьте на резьбовые части ша-
тунных болтов куски шлангов для
предотвращения повреждения шеек
коленчатого вала.
б) Используя приспособление для
сжатия колец, установите в цилинд-
ры поршневые комплекты в соот-
ветствии с их номерами, сориенти-
ровав метки "перед" на поршнях по
направлению к передней части дви-
гателя, как показано на рисунке