Содержание

46 Двигатель - общие процедуры ремонта 2. Проверьте шатунные и коренные шейки. а) Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шей- ки в двух взаимно перпендикуляр- ных плоскостях, как показано на рисунке. Диаметр коренной шейки: метка "О"..........49,996 - 50,000 мм метко "}"...........49,991 - 49,995 мм метка "2"...........49,985 - 49,990 мм рем. (0,25).........49,745 - 49,755 мм Диаметр шатунной шейки: номинальный.........42,985 - 43,000 мм рем. (0,25).........42,745 - 42,755 мм Если значения диаметров выходят за указанные пределы, проверьте мас- ляные зазоры. При необходимости перешлифуйте или замените коленча- тый вал. б) Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и пекруглость, как показано на предыдущем рисунке. Максимальная конусность и пекруглость.................0,02 мм Если конусность или некруглость больше допустимой, замените колен- чатый вал. 3. При необходимости перешлифуйте шатунные и коренные шейки на ре- монтный размер и подберите вкла- дыши ремонтного {уменьшенного на 0,25 мм) размера. Замена сальников коленча- того вала Примечание: существуют два мето- да (А и Б) замены сальников. 1. Замените передний сальник колен- чатого вала. А. При снятом с блока цилиндров масляном насосс, а) Используя отвертку и молоток, удалите сальник, как показано на рисунке. 6) Используя трубку подходящего диаметра и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверх- ность не окажется заподлицо с кор- пусом масляного насоса. в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника. Б. При установленном масляном на- сосе на блок цилиндров: а) Используя нож, срежьте высту- пающую кромку? сальника. б) Отверткой, предварительно обмо- тав ее изолентой, удалите сальник. Примечание: не повредите коленча- тый вал. в) Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника. г) Используя подходящее приспо- собление и молоток, запрессуйте сальник, пока его поверхность нс окажется заподлицо с кромкой кор- пуса масляного насоса. 2. Замените задний сальник коленча- того вала. А. Держатель заднего сальника снят с блока цилиндров: а) Используя отвертку и молоток, выбейте сальник. б) Используя подходящее приспо- собление и молоток, запрессуйте но- вый салвник, пока его поверхность нс окажется заподлицо с кромкой дер- жателя заднего сальника. в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника Б. Держатель заднего сальника уста- новлен на блоке цилиндров. а) Ножом отрежьте кромку? сальника. б) Отверткой (предварительно об- мотав её изолентой) удалите саль- ник. Примечание: не повредите коленча- тый ваг. в) Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника. г) Используя подходящее приспособ- ление и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой дер- жателя заднего сальника. Сборка узла "поршень - шатун” 1. Соберите шатунно-портиневую группу. а) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от- верстия бобьтшек поршня. б) Совместите метки "перед” порш- ня и шатуна. в) Запрессуйте поршневой палец. oiiHl-
Двигатель - общие процедуры ремонта 47 г) После установки поршневого пальца проверьте, что шатун уста- новлен по центру поршня, а глубина запрессовки поршневого пальца "А" одинакова с обеих сторон поршня. 2. Установите поршневые кольца, а) Вручную установите расширитель и 2 скребка маслосъемного кольца, как показано на рисунке. б) Экспандером для монтажа порш- невых колец установите два ком- прессионных кольца; причём кодо- вые метки колец должны быть об- ращены вверх, как показано иа ри- сунке. в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки распо- лагались, как показано на рисунке. Примечание: не совмещайте замки колец. перед 1 - расширитель маслосъемного кольца, 2 - нижний скребок масло- съемного кольца, 3 - верхнее ком- прессионное кольцо, 4 - верхний скребок маслосъемного кольца, 5 - нижнее компрессионное кольцо. 3. Установите вкладыши шатунных подшипников. а) Совместите выступ вкладыша подшипника с выточкой стержня ша- туна или крышки шатуна. б) Вставьте вкладыши подшипников. Сборка блока цилиндров Примечание: - Тщательно очистите все дета- ли, предназначенные для сборки. - Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, об- разующие узлы вращения или скольжения. - Замените все проюшдки, кольце- вые уплотнения и сальники новыми. I. Установите коренные подшипники. Совместите выступы подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте верхние вкладыши подшипников. Примечание: верхние половины вкла- дышей (устанавливаемые в расточки блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки корен- ных подшипников) - нет. метка "перед” 5. Установите пять крышек коренных подшипников. Примечание: каждая крышка под- шипника имеет номер и метку "перед ". 1 2 3 4 5 6. Нанесите топкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшип- ников. 7. Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов, в указанной последовательности. Момент затяжки................58 Н-м 2. Установите верхние упорные полу- кольца. Установите верхние упорные полу- кольца в расточку блока цилиндров, при этом масляные канавки полуколец должны быть обращены наружу 3. Уложите коленчатый вал в блок ци- линдров. 4. Установите два нижних упорных полукольца па крышку подшипника №3, сориентировав масляные канав- ки наружу. 8. Проверьте, что коленчатый вал по- ворачивается равномерно. У. Проверьте осевой зазор коленчато- го вала. (см. выше) 10. Установите поршень и шатун в сборе. а) Наденьте на резьбовые части ша- тунных болтов куски шлангов для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала. б) Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилинд- ры поршневые комплекты в соот- ветствии с их номерами, сориенти- ровав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части дви- гателя, как показано на рисунке