36
Двигатель - общие процедуры ремонта
Головка блока
цилиндров
Разборка головки
блока цилиндров
1. Снимите толкатели и регулировоч-
ные пгайбът.
Примечание: расположите толкате-
ли и регулировочные шайбы в поряд-
ке их установки.
2. Снимите клапаны.
а) С помощью подходящего приспо-
собления сожмите клапанную пру-
жину и снимите два сухаря.
б) Снимите тарелку пружины, клапан-
ную пружину, клапан, седло пружины.
Примечание: расположите клапаны
клапанные пружины, седла пружин и
тарелки пружин & обратной последо-
вательности.
в) Используя плоскогубцы с длин-
ными губками, снимите маслосъем-
ные колпачки.
Примечание: будьте осторожны, не
заденьте стенку цилиндра толкате-
ля\ так как одна царапина не позво-
лит толкателю сесть на место или
толкатель будет подклинивать.
Проверка, очистка и ремонт
деталей головки блока
цилиндров
1. Очистите днища поршней и поверх-
ность блока цилиндров, сопрягаемую
с головкой блока цилиндров.
а) Проворачивая коленчатый вал,
последовательно установите порш-
ни в ВМТ. Шабером очистите по-
верхности днищ поршней от угле-
родных отложений.
в) Сжатым воздухом удалите угле-
родные отложентгя гт остатки про-
кладки головки блока с поверхно-
стей, отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воз-
дух, опасайтесь попадания в глаза
частиц грязи.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки
блока от остатков прокладки головки
блока.
Примечание: будьте осторожны,
чтобы не повредить поверхность
головки блока, сопрягаемую с про-
кладкой.
б) Очистите поверхности камер сго-
рания головки блока металлической
щеткой, удалив остатки углеродных
отложений.
в) Очистите отверстия направляю-
щих втулок головки блока щеткой и
растворителем.
г) Очистите поверхность головки бло-
ка цилиндров (сопрягаемую с поверх-
ностью блока цилиндров) используя
мягкую щетку и растворитель.
. Проверьте головку блока цилиндров,
а) Прецизионной линейкой и пло-
ским щупом, как показано на рисун-
ке, проверьте пеплоскостпость ра-
бочих поверхностей головки блока
цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров;
- с поверхностями впускного и выпу-
скного коллекторов.
б) Шабером снимите остатки про- Максимально допустимая
кладки головки блока на поверхно- неплоскостность приваленных
сти разъема блока цилиндров. поверхностей.................0,05 мм
Если величина неплоскостпости
превышает максимально допусти-
мую, замените головку блока ци-
линдров или отшлифуйте ее.
б) Используя проникающий краси-
тель, проверьте наличие трещин в
камерах сгорания, впускных и выпу-
скных каналах и на поверхности га-
зового стыка. При наличии трстгтин
замените головку блока цилиндров
или заварите ее <с последующей
шлифовкой).
. Очистите клапаны.
а) Шабером снимите налет углероди-
стых отложений с тарелки клапана.
б) Щеткой окончательно очистите
клапан.
5. Проверьте диаметры стержней кла-
панов и внутренние дттаметры на-
правляющих втулок клапанов.
а) Нутромером измерьте внутренний
диаметр направляющих втулок кла-
панов.
Внутренний
диаметр втулки......6,010 - 6,030 мм
б) Микрометром измерьте диаметр
стержня клапана
Диаметр стержня клапана:
Впускной клапан....5,970 - 5,985 мм
Выпускной клапан... 5,965 - 5,980 мм
37
Двигатель - общие процедуры ремонта
к) По разности измерений диаметра
стержня клапана и внутреннего
диаметра направляющей втулки
найдите зазор между стержнем кла-
пана и его направляющей.
Номинальный зазор:
впускной клапан....0,025 - 0,060 мм
выпускной клапан.... 0,030 - 0,065 мм
Максимальный зазор:
впускной клапан...........О,ОН мм
выпускной клапан..........0,10 мм
Если зазор больше максимально
допустимого, замените клапан и на-
правляющую втулку.
6. Если необходимо, замените на-
правляющие втулки клапанов.
а) Постепенно нагрейте головку
блока цилиндров в водяной ванне
до температуры 80 - 100°С.
б) Используя выколотку и молоток,
выпрессуйте направляющую втулку.
в) Нутромером измерьте диаметр от-
верстия под направляющую втулку в
корпусе головки блока цилиндров.
Номинальный диаметр
отверстия...........11,000 -11,027 мм
Если диаметр отверстия под на-
правляющую в корпусе головки бло-
ка больше номинального, то расто-
чите отверстие под направляющую
до ремонтного диаметра.
Ремонтный диаметр отверстия под
направляющую........71,050- 11,077 мм
Выберите новую направляющую
втулку ремонтного {увеличенного на
0,05 мм) диаметра.
Внешний диаметр втулки:
номинальный.......11,048- 11,059 мм
ремонтный.........11,098- 11,109 мм
Если диаметр отверстия под на-
правляющую в корпусе головки бло-
ка превышает ремонтный размер, то
замените головку блока цилиндров.
Примечание: на двигателях серии Е
направляющие втулки впускных и
выпускных клапанов имеют разную
длину.
Направляющие втулки:
впускных клапанов..........38,5 мм
выпускных клапанов.........40,5 мм
г) Нагрейте головку блока пилинд-
ров в водяной ванне до температу-
ры 80-100°С.
д) Установите направляющую втул-
ку клапана. Используя выколотку и
молоток, установите новую направ-
ляющую втулку клапана так, чтобы
она выступала из головки блока ци-
линдров на номинальную величину.
Номинальная
величина................12,7-13,1 мм
е) Используя развертку на 6 мм,
разверните внутреннее отверстие
направляющей, чтобы обеспечить
поминальный зазор между направ-
ляющей и стержнем клапана (см.
пункт 5 (в)).
7. Проверьте и пргттрттте клапаны.
а) Прошлифуйте клапаны до устра-
нения следов нагара и царапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска
клапана образует угол 44,5° относи-
тельно плоскости, перпендикуляр-
ной оси стержня.
в) Проверьте общую длину клапана.
Поминальная длина:
Примечание: при перешлифовке не
допускайте уменьшения общей дли-
ны клапана, выходящей за предел её
минимально допустимого значения.
8. Проверьте и очистите седла клапанов,
а) Фрезой из твердого сплава с уг-
лом конуса 45° прошлифуйте седла
клапанов, сняв минимальный слой
металла только для очистки рабо-
чих фасок сёдел.
б) Проверьте правильность посадки
клапана в седло.
- Нанесите тонкий слой белил на
фаску клапана. Прижмите рабочую
фаску клапана к седлу, по не вра-
щайте клапан. Затем уберите кла-
пан и осмотрите седло и фаску
клапана.
- Если краска остается по всей ок-
ружности (360°) фаски клапана, то
клапан концентричен. В противном
случае замените клапан.
- Если r-сраска проявляется по всей
окружности (360°) седла клапана, на-
правляющая (втулка) клапана и сед-
ло клапана концентричны. В против-
ном случае перешлифуйте фаску.
- Убедитесь, что пятно контакта на-
ходится в средней части рабочей
фаски клапана.
В противном случае скорректируйте
фаску седла, перешлифовав ее с по-
мощью фрез с углом конуса 30°, 60°,
75° {впускной клапан) или 30°, 75°
(выпускной клапан)
впускной клапан......93,15 - 93,75 мм
выпускной клапан ....93,59-94,19 мм
Минимальная общая длина:
впускной клапан..............92.95 мм
выпускной клапан.............93,39 мм
Если общая длина меньше минималь-
но допустимой, замените клапан.
2
R
Общая
длина клапана
1,0-1,4 мм
Впускной клапан.
г) Проверьте состояние торцевой
поверхности клапанов на предмет
наличия износа.
Если торец клапана изношен, пере-
шлифуйте торец или замените клапан.
1,0-1,4 мм
Выпускной клапан.