76
Система зарядки
Меры предосторожности
1. Убедитесь, что провода аккумуля-
торной батареи подключены к соот-
ветствующим выводам.
2. При ускоренной зарядке аккумулято-
ра отсоединяйте провода от его клемм.
3. При измерениях не используйте вы-
соковольтный тестер с большим вход-
ным сопротивлением.
4. Не отсоединяйте клеммы аккумуля-
торной батареи при работающем дви-
гателе.
Проверки на автомобиле
1. Проверьте плотность и уровень
электролита в каждой секции аккуму-
ляторной батареи.
а) Проверьте плотность электролита
полностью заряженной аккумуля-
торной батареи при 2СГС.
Плотность..........1,25- 1,27 кг/дм'
Если плотность ниже, зарядите акку-
мулятор.
б) Проверьте уровень электролита в
каждой банке аккумулятора и при
необходимости долейте дистилли-
рованную воду.
2. Проверьте надежность подсоедине-
ния клемм аккумуляторной батареи и
отсутствие коррозии на них.
3. Проверьте предохранители и плав-
кие вставки.
4. Проверьте ремень привода навес-
ных агрегатов.
5. Осмотрите провода, идущие к гене-
ратору, проверьте надежность г*х со-
единения, состояние проводки, а так-
же наличие посторонних шумов, исхо-
дящих от генератора при работающем
двигателе.
6. Проверьте иепъ контрольной лампы
разряда аккумулятора.
а) Прогрейте двигатель до рабочей
температуры и заглушите его.
б) Отключите все вспомогательные
агрегаты.
в) Поверните ключ зажигания в по-
ложение ”ВКЛ” {"ON"). Контрольная
лампа разряда аккумулятора долж-
на загореться.
г) Запустите двигатель. Лампа
должна погаснуть. Если условия не
выполняются, проверьте цепь кон-
трольной лампы.
7. Проверка электрической цепи генера-
тора без нагрузки (на холостом ходу).
Примечание: при наличии тестера
для проверки генератора и аккуму-
ляторной батареи подключайте по-
следний в соответствии с инструк-
цией завода-изготовителя.
а) При отсутствии тестера проде-
лайте следующие операции:
- Отсоедините провод от вывода ге-
нератора “В" и соедините его с от-
рицательным выводом амперметра.
- Подсоедините провод от положи-
тельного вывода амперметра к вы-
воду "В” генератора.
- Соедините положительный вывод
вольтметра с выводом "В" генератора.
- Соедините отрицательный вывод
вольтметра с массой.
8. Измерьте напряжение на выходе ге-
нератора и силу тока в цепи "генератор
- аккумулятор" при 2000 об/мин, вклю-
ченных фарах дальнего света и вклю-
ченном положении выключателя вен-
тилятора отопителя {”НГ).
Сила тока.............не менее 30 А
Если величина тока меньше указан-
ной величины, то отремонтируйте ге-
нератор.
Примечание: при полностью заря-
женной аккумуляторной батарее ток
отдачи может быть меньше указан-
ной величины.
б) Измерьте напряжение на выходе
генератора и силу тока, начиная с
частоты вращения холостого хода и
до 2000 об/мин.
Сила тока..............не более 10 Л.
Напряжение на выходе:
при 25"С...............14,0- 15,0В.
при 115°С..............13,5 - 14,3 В.
Если напряжение нс соответствует
указанным пределам, замените ре-
гулятор напряжения.
Если напряжение меньше указанной
величины, то проделайте следую-
щие операции:
- Соедините вывод "F" с массой, за-
пустите двигатель и гтзмерьте на-
пряжение на выводе "В".
- Если напряжение больше указан-
ной величины, то замените элек-
тронный регулятор напряжения.
- Если напряжение меньше указанной
величины, то проверьте генератор.
Разборка генератора
I. Снимите крышку генератора со сто-
роны выпрямительного блока.
а) Отверните гайку и снимите изоля-
тор вывода.
б) Снимите пластину выпрямителя.
в) Отверните 3 гайки крепления
крышки и снимите крышку генератора
со стороны выпрямительного блока.
2. Снимите щеткодержатель и элек-
тронный регулятор напряжения,
а) Снимите крышку щеткодержателя.
Генератор. 1 - шкив, 2 - крышка генератора со стороны привода, 3 -держа-
тель подшипника, 4 - крышка подшипника, 5 - шайба. 6 - передний под-
шипник, 7 - ротор, 8 - крышка подшипника, 9 - задний подшипник, 10 - кор-
пус выпрямительного блока, II - клемма, 12 - уплотнительная пластина,
13 - электронный регулятор напряжения, 14 - крышка щеткодержателя,
15 - пластина выпрямителя, 16 - изолятор, 17 - выпрямительный блок,
18 - изолятор вывода, 19 - щеткодержатель, 20 - крышка генератора со
стороны выпрямительного блока, 21 - пружина, 22 - щетка.
Система зарядки
77
б) Отверните 5 винтов и снимите
щеткодержатель с крышкой и элек-
тронный регулятор напряжения.
3. Снимите уплотнительную пластину.
4. Отверните 4 винта, снимите выпря-
мительный блок, 4 резиновых изоля-
тора и уплотнительную пластину.
S. Снимите ттткив генератора.
а) Удерживая спецприспособление
"А" динамометрическим ключом, за-
тяните спецприспособление "В" (по
часовой стрелке).
Момент затяжки...............39 Н-м
б) Убедитесь, что спсцприспособлс-
пие "А" надежно зафиксировано
вместе с ротором.
в) Зажмите спецприспособление
"С", как это указано на рисунке, и ус-
тановите генератор на него.
г) Для того чтобы отвернуть гайку
крепления шкива, поверните сттец-
нриспособление "А" в направлении,
показанном на рисунке.
Предупреждение: ео избежание по-
вреждения вала ротора отворачи-
вайте гайку крепления шкива не
больше чем на пол-оборота.
д) Снимите генератор со снецпри-
сттособления "С”.
с) Отверните спецприспособление
"В" и снимите спецприспособлеиия
"А" и "В".
ж) Отверните гайку крепления шкива
и шкив генератора.
6. Снимите корпус выпрямительного
блока.
а) Отверните 4 гайки.
б) При помощи съемника снимите
корпус выпрямительного блока.
7. Снимите шайбу.
8. Извлеките ротор из крътптки генера-
тора со стороны привода.
Проверка генератора
Проверка ротора
1. Проверьте, нет ли обрыва в обмот-
ке возбуждения.
При помощи омметра измерьте со-
противление между контактными
кольцами.
Поминальное сопротивление
(в холодном состоянии)...2,7-3,J Ом
Если сопротивление стремится к бес-
конечности, т.е. цепь разомкнута, то
замените ротор.
2. Проверьте, нет ли замыкания об-
мотки возбуждения на массу.
При помощи омметра измерьте сопро-
тивление между полюсом ротора и
контактным кольцом.
Если сопротивление равно нулю {цепь
замкнута), то замените ротор.
3. Проверьте контактные кольца.
а) Проверьте рабочие поверхности
контактных колец. На них не должно
быть задиров или сколов.
б) При помощи штангенциркуля из-
мерьте диаметр контактных колеи.
Номинальный
диаметр.................14,2- 14,4 мм
Минимально допустимый........12,8 мм
Если диаметр контактных колец мень-
ше минимально допустимого, то заме-
ните ротор.
Проверка статора
1. Проверьте, нет ли обрыва в об-
мотке статора.
При помощи омметра измерьте со-
противление между выводами кату-
шек обмотки статора.