38
Двигатель - общие процедуры ремонта
в) Вручную притрите клапан и седло
клапана с использованием абразив-
ной пасты.
г) После притирки очистите клапан и
седло клапана.
Я. Проверьте клапанные пружины,
а) Используя металлический уголь-
ник (90°), проверьте неперпендику-
лярность пружины клапана, как по-
казано на рисунке.
Максима/гьно допустимая неперпен-
дикулярность составляет.......2,0 мм
б) Штангенциркулем измерьте длину
пружины в свободном состоянии:
Длина пружины клапана.......39, <У мм
Если длина пружины отличается от но-
минальной, замените пружину клапана.
И). Проверьте распределительные
валы и подшипники.
А. Проверьте распределительный вал
на предмет наличия изгиба.
а) Уложите распределительный вал
на призмы.
б) Стрелочным индикатором про-
верьте биение распределительного
вала относительно средней шейки.
Максимальное биение.........0,04 мм
Если биение превышает допустимое
значение, замените распредели-
тельный вал.
Б. Проверьте высоту кулачков рас-
пределительного вала, измерив ее
микрометром.
Высота кулачков распределительно-
го всего впускных клапанов:
номинальная........42,31 - 42,41 мм
минимальная................42,16 мм
Высота кулачков распределительно-
го вала выпускных клапанов:
номинальная........41,61 - 41,71 мм
минимальная................41,46 мм
Если высота кулачка меньше мини-
мальной, то замените распредели-
тельный вал.
В. Проверьте размеры опорных шеек
распределительного вала, измерив их
диаметры микрометром.
Диаметр опорных
шеек распределительных валов:
1-й опорной........24,949 - 24,965 мм
остальных...........22,949-22,965 мм
Если диаметры шеек выходят за пре-
делы, указанные в технических усло-
виях, проверьте масляный зазор меж-
ду шейкой и подшипником.
Г. Проверьте состояние крышек под-
шипников распределительного вала
на предмет налггчия выкрашивания гт
царапин па их поверхностях. При на-
личии перечисленных дефектов заме-
ните крышки подшипников гтли головку
блока цилиндров в сборе.
Д. Проверьте радиальный масляный
зазор в подшипниках распредели-
тельного вала.
а) Очистите рабочие поверхности
шеек распределительного вала и
крышек подшипников.
б) Уложите распределительные Ra-
лы в постели головки блока цилинд-
ров.
в) Положите по кусочку пластиково-
го калибра на каждую шейку рас-
пределительного вала.
Примечание: стрелки на крышках
подшипников должны быть направ-
лены к передней части двигателя.
г) Установите крышки подшипников.
Затяните болты крышек, как показа-
но в разделе "Головка блока цилин-
дров" главы, "Бензиновый двигатель
5E-FE".
Примечание: не проворачивайте рас-
пределительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенных
пластиковых калибров в наиболее
широкой части и вычислите зазор.
Радиальный зазор в подшипниках
распределительного вала:
номинальный........0,035 - 0,072 мм
максимально допустимый......0,1 мм
Если зазор больше максимально
допустимого, замените распредели-
тельный вал. При необходимости
замените крышки подшипников и го-
ловку блока цилиндров.
ж) Удалите остатки пластиковых ка-
лгтбров.
Е. Проверьте осевой зазор распреде-
лительного вала.
а) Установите распределительный
вал в постели головки блока ци-
линдров.
б) Индикатором измерьте осевой за-
зор при перемещении распредели-
тельных валов назад и вперед.
Осевой зазор
распределительных валов:
номинальный........0,045- 0,100 мм
максимально допустимый... 0,12 мм
Если осевой зазор больше макси-
мально допустимого, замените рас-
пределительный вал. Если необхо-
димо, замените крышки подшипника
и головку1 блока цилиндров.
39
Двигатель - общие процедуры ремонта
Ж. Измерьте зазор в зубчатом зацеп-
лении распределительных валов.
а) Установите оба распределитель-
ных вала в головку блок'а, нс уста-
навливая вспомогательную шестер-
ню привода распределительного
вала выпускных клапанов.
б) Часовым индикатором измерьте
зазор в зубчатом зацеплении.
Номинальный зазор.....0,02- 0,20 мм
Максимальный зазор..........0,30 мм
Если зазор больше максимального,
замените распределительные валы.
11. Проверьте толкатели и расточки
под толкатели в корпусе головки блока,
а) Индикатором-нутромером из-
мерьте диаметры расточек иод тол-
катели в головке блока цилиндров.
Диаметр расточки под
толкатель в головке
блока.............28,000 - 28,021 мм
6) Микрометром измерьте диаметр
толкателя.
Диаметр
толкателя........27,975 - 27,985 мм
в) Проверьте масляный зазор. Вы-
чтите значение диаметра толкателя
из значения диаметра расточки под
толкатель в корпусе головки и опре-
делите зазор.
Зазор между толкателем и
стенкой расточки под толкатель:
номинальный........0,015 - 0,046 мм
максимальный................ОД мм
Если зазор превышает максимально
допустимый, замените толкатель. При
необходимости замените головку бло-
ка ЦИЛИНДрОЕ.
Разборка головки блока цилиндров. 1 - прокладка головки блока цилинд-
ров, 2 - крышка маслозаливной горловины, 3 - клапан системы вентиля-
ции картера, 4 - уплотнительная шайба, 5 - крышка головки блока цилинд-
ров, 6 - прокладка, 7 - крышка подшипника №4 распределительного вала,
8 - крышка подшипника №3 распределительного вала,
9 - крышка подшипника №1 распределительного вала, 10 - распредели-
тельный вал №1 (впускных клапанов), 11 - распределительный вал №2
(выпускных клапанов), 12 - сальник распределительного вала, 13 - шкив
распределительного вала, 14 - вспомогательная шестерня распредели-
тельного вала, 15 - стопорное кольцо, 16 - пружинная шайба, 17 - пружина,
18 - заглушка, 19 - крыптка подшипника №2 распределительного вала,
20 - регулировочная шайба, 21 - толкатель, 22 - сухари. 23 - тарелка пру-
жины, 24 - клапанная пружина, 25 - маслосъемный колпачок, 26 - седло
пружины, 27 - выпускной клапан, 28 - впускной клапан. 29 - кронштейн №2,
30 - заглушка, 31 - направляющая впускного клапана. 32 - направляющая
выпускного клапана, 33 - головка блока цилиндров. 34 - прокладка голов-
ки блока цилиндров, 35 - крышка №1 ремня привода ГРМ,
36 - крышка №2 ремия привода ГРМ, 37 - крышка сервисного отверстия,
38 - прокладка, 39 - прокладка, 40 - кронштейн №1, 41 - кронштейн натяж-
ной пружины, 42 - натяжная пружина, 43 - ролик-натяжитель, 44 - ремень
привода ГРМ, 45 - направляющий ролик.