3.9.2009, 14:53
Ладно, «профессоров» видно здесь не осталось, - ответа не дождался и сделал всё сам.
Операция заключалась в устранении течи насоса ГУР, масленого поддона, крышки распредвалов, замена ГРМ, навесных ремней, роликов, сальников и МСК, механическая проверка проходимости катализатора.
Процедура в принципе описана выше, за исключением выявленных мной нюансов и особых вопросов на которые ещё раз стоит обратить внимание:
Подготовка: У меня было:
Инструмент: динамометрический ключ, пособие по ремонту, набор головок от 8-32 с ключом к ним, набор накидных ключей с 8 до 17, плоскогубцы, круглогубцы (типа пинцет для доставания колпачков), верёвка мягкая (для поджимания клапанов), плетёная в одном направлении (иначе гнуться не будет) толщиной примерно 8 мм, пару сухарей на всякий случай (я потом купил за 55р. шт. когда мои улетели), простынь для укрывания двигателя (обязательно), отвёртка плоская, ключ составной на 10 с тонкой головкой и длинный (с шарниром или на гибком воротке для откручивания масленого поддона), пинцет для доставания остатков МСК, магнит (обязательно), проволочка для проверки ВМТ поршня. Ключ накидной на десять с загнутым концом. Тряпки для вытирания масла. Возможно понадобятся моющие средства для отмывания запылённых частей или упавших из рук, перчатки, спец ключ для откручивания гайки шестерни масляного насоса. Тонкая проволока (полёвка или от телефонной лапши, для проверки катализатора)
Сменные запчасти: сальники распредвала, каленвала, масляного насоса, уплотнительная резинка крышки масляного насоса, уплотнительная резинка задней стенки ГУРа (это лично у меня надо было), герметик серый без запаха высоко температурный, маслосъемные колпачки 16 шт. ГРМ, ремни генератора и ГУРа, прокладка крышки распредвалов, сальники свечных колодцев, уплотнительные резинки гаек клапанной крышки (не обязательно), уплотнитель клапана вентиляции картера, масло+масляный фильтр.
Снимаем : правое колесо, машину без колеса желательно поставить на жесткую опору (камень, старое колесо с досками), выкручиваем свечи, снимаем клапанную крышку, снимаем насосы ГУР, кондиционер (он не даст снять масленый поддон), ремни, крышку ГРМ-а, ГРМ, ролики, защиту двигателя слева, выхлопную трубу, кронштейн крепления выхлопной трубы, возможно придется расслабить крепление радиатора и сдвинуть его слегка чтоб вытащить болты крепления насоса кондиционера, снимаем поддон масляный, снимаем масляный насос, предварительно сняв его шестерню. Желательно запомнить где стояли какие болты, некоторые болты вкручиваем на время туда где они стояли, кучкуем болты по назначению (не сваливаем все болты в одну кучу.)
Крышку ГРМ-а легко открутить тонкой головкой на 10 с коротким воротком.
Клапанную крышку откручиваем и поддеваем толстой плоской отвёрткой, стараясь не повредить головку блока и если нет новой прокладки то и прокладку.
Болты масляного поддона открутятся без проблем , их десять, но два из них находятся возле раздатки. Один откручиваем длинным составным ключом (25-30 см длинной) второй запихивая руку со стороны правого распредвала откручиваем накидным ключом с загнутым слегка концом. Поддеваем отвёрткой. Поддон снимаем слегка сдвинув в сторону правой ступицы и поворотом по часовой стрелке (если смотреть снизу) и наклон в сторону морды. Можно облиться остатками масла.
Шкив распред вала откручиваем стартером, уперев ключ
Ставим первый поршень в ВМТ, блокируем болтом шестерню выпускного вала. Откручиваем шестерню выпускного вала (на валах есть в центре гранка под ключ для проворачивания и фиксации). Снимаем распред валы, откручивая болты в порядке указанным в книге. (до снятия распред валов колен вал не крутим ). Потом клапана встанут в вверх и можно крутить калевал скока надо.
Шестерню масленого насоса можно открутить тока спец ключом. Я изготовил ключ из старого сломанного накидного ключа на 32. Заметил что легко подходит ключ от болгарки среднего размера (тока надо в нём проём слегка расточить под гайку и головку на 14).
Всё чистим промазываем герметиком где надо. Ставим на место крышку масляного насоса, с новой резинкой и сальником, ставим сальник калевала, устанавливаем шестерню насоса, ставим назад масляный поддон, заменяем масляный фильтр, устанавливаем ролики ГРМ-а, ставим насос кондиционера, кронштейн крепления выхлопной трубы. Тонкой полёвкой – проволочкой проверяем проходимость каналов катализатора.
Для этого выравниваем проволоку и по окружности и в центре хаотично суём проволоку в соты катализатора, прислушиваясь. Если проволока прошла через весь катализатор она начнёт слегка шкрябать по железу выпускного коллектора. Тыкаем по максимуму по кругу (все каналы не реально проверить) и в центре. Если всё окей то ставим выхлопную трубу наместо, можно промазать уплотнительное кольцо герметиком, но лучше купить новое. (если есть забитости то надо просверлить дыры в катализаторе длинным сверлом на 5-8 мм вдоль длинны катализатора, можно его вообще выбить, но не рекомендую ибо измениться звук выхлопа и труба может прогореть). Ставим наместо выхлопную трубу.
Замена МСК:
Затыкаем каналы в головке блока.
Опускаем первый поршень в НМТ вталкиваем верёвку слегка вращая в свечное отверстие, крутим калевал по часовой и желательно тока по часовой стрелке. до ВМТ не дойдёт – верёвка не даст, клапана подожмутся, возможно не все, верёвка может не ровно лечь. Застилаем капотное пространство простыню, делаем разрез в районе двигателя. Снимаем толкатель выбранного клапана пинцетом или руками. Берём плоскогубцы двумя руками за две ручки и давим слегка раздвинутыми на ширину сухарей губами на тарелку клапана, так чтоб клапан вышел и сухари упали, если не получается то можно поёрзать тарелку вверх вниз. Если клапан поджался верёвкой то всё получится сразу, если нет то движением по резче он выйдёт всё равно. Если есть рука друга, то сухари можно сразу поймать магнитом. Убираем пружину, тарелку и сухари в сторону. Круглогубцами достаём колпачок. На выпускных остаётся больше мусора от колпачков. Мусор убираем пинцетом. Одеваем новый колпачке на клапан, головкой на 10 или на 12 одеваем его глубже. Не сильно давим, если всё хорошо очищено то можно понять (ощутить) что он сел. Проверяем чтоб клапан максимально торчал. Ставим назад пружину. Сухари протираем от масла и ложем их в тарелку. Тарелку на пружину. Слегка раздвинутыми плоскогубцами давим на тарелку варьируя так чтоб ножка клапана вышла, вытолкнула сухарики и они упали рядом (если не вытереть тарелку и сухари от масла, то они будут беспонтово прилепать и падать не туда куда надо). Можно сдвинуть губы плоскогубцев поддержав сухарики. Варьируем тарелочку пока сухарики либо упадут в щель между тарелкой и ножкой клапана, либо не встанут так чтоб можно было их пододвинуть плоскогубцами. Соответственно сухари предварительно надо расположить напротив губ плоскогубцев в тарелке. Помощь пальцев рук не требуется. Первые клапана получалось за сахарить с 5-9 раза, последние сухари с первого, второго раза. Сухари поначалу норовят упасть в разные стороны, или слететь вниз с тарелки, тогда их вылавливаем либо пинцетом либо магнитом. Смазываем толкатель маслом. Остальные описанные способы мне не понравились. И привели к поиску сухарей по гаражу. Не вздумайте поцарапать цилиндр или толкатель или повредить края цилиндра, иначе толкатель заклинит. Толкатель смазываем и ставим наместо. Так сухарим четыре клапана. И повторяем операцию на следующем поршне.
Ставим первый поршень в ВМТ, ложим распред валы вводя их в зацеп по меткам, устанавливаем на распред валы крышки подшипников по номерам справа налево 5,4,3,2. Впускные обозначены буквой «I», выпускные «E». Некоторые крышки прикручивается шпильками которые потом крепят клапанную крышку – проверяем их расположение. Убираем все затычки. Всё должно быть чисто, без волосин и мусора. Все трущиеся части смазываем предварительно маслом. Ещё раз проверяем и начинаем зажимать динамометрическим ключом. Порядок и сила по книжке, где надо промазываем герметиком. Меняем сальник распред вала временно ставим шестерню ГРМ. Промазываем технологические заглушки герметиком тоже. Намазываем цилиндры свечных отверстий в верхней части герметиком, так чтоб он потом уплотнил свечные сальники в крышке. (или ставим новые сальники). Заменяем резинку вентиляции картера. Ставим крышку клапанную, тоже промазываем (или ставим новую). Устанавливаем по меткам ГРМ, пружине натяжного ролика не помогаем (важно иначе начнёт перегреваться ГРМ). Проворачиваем двигатель на пару оборотов распред вала. Проверяем установку ГРМ. Если нет спец ключа для ГРМ шестерни распред вала, то клапанную крышку ставим после установки ГРМ. Ибо на распред вале есть место для фиксации ключом вала и зажимания гайки шестерни. Ставим временно шкив. И накидываем старый ремень генератора. Заливаем масло. Пробуем завести, (рулём не крутим – иначе начнёт хлестать из патрубков ГУР - а и замажет ГРМ). У меня завёлся не сразу. (возможно из-за того что бенза мало было и машина неделю перекошенная на домкрате стояла). В начале может работать не так – громче. В противном случае проверите метки ГРМ. Если всё ОК - по газуете. Если нет провалов то можно всё собирать и ставить на место.
raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину