9.11.2009, 13:54
Замена подшипников генератора на 4WD
Диагностика
Симптом: при старте двигателя был слышан шум (свист) ремня навесных агрегатов, который в каждой секундой только усиливался. После нескольких повторных стартов ничего не менялось, а наоборот прогрессировало вплоть до появления запаха подгоревшего ремня. До этого случая на протяжении примерно полгода это появлялось в 1 из 10 при первом старте, но лечилось остановкой двигателя на несколько секунд и повторный старт был нормальным.
Первым делом необходимо выявить неисправный агрегат. Для этого ослабляем и скидываем ремни – и подтверждаем опасения, заклинило ротор генератора. Покачав его за шкив он начинает вращаться, но с явными внутренним шумом. Диагноз ясен – необходим его ремонт
Деинсталляция.
Из всех вышеперечисленных вариантов его изъятия - подошел только один, через верх с предварительной разборкой впускной системы.
Снять генератор, на 4WD версиях, не разбирая ничего не получилось, т.к. даже вытащить нижний болт на котором он вращается для затяжки - невозможно, он упирается в кронштейн раздатки (поз.1 на рисунке стр 91 «Устройство, ТО и ремонт.»). Здесь появляется выбор действий: 1) снять кронштейн раздатки и скорее всего и раздатку тоже вместе с правым приводом; 2) снять генератор вместе с его кронштейном, там всего два болта под ключ на 12, но подлезть к ним можно только сверху.
Был выбран второй вариант. Для его осуществления необходимо снять:
1) Воздухозаборник;
2) Крышку воздушного фильтра, сам фильтр;
3) Топливный коллектор с форсунками. Можно и не снимать, но будет очень неудобно вытаскивать «впускного паука». К тому же появилось время помыть форсунки, которые и были замочены в «Лавре» на 4 дня;
4) И сам впускной коллектор в сборе. Если дано не разбирали корпус дроссельной заслонки, то лучше его отцепить от коллектора, убрать тросики, снять коллектор (6 болтов на 12), а затем уже аккуратно отцеплять 4 шланга (2- система охлаждения, 2 - воздушных).
Можно и не снимать корпус дроссельной заслонки, а отвести его в сторону. Но я его снял и также как и форсунки замочил в «Лавре», к нему же в замочку отправились и свечи зажигания.
Кстати во впускном коллекторе было небольшое количество какой-то маслянисто-клейкой жидкости и все стенки его покрыты ей же. Естественно все это было «замочено» и отмыто.
5) Теперь снимаем сам генератор вместе с кронштейном. Перед этим лучше скинуть плюсовую клемму аккумулятора.
Разборка генератора
На вид вроде бы все в норме, но при вращении был слышен металлический шелест.
Разборку делал точно по книжке до момента снятия шкива. Все что было снято –было в порядке, с незначительным износом (длина щеток примерно 7-8 мм, диаметр около 14 мм), на кольцах есть борозды от щеток примерно 0,3-0,4 мм .
Итак как снять этот шкив?
Для начала он был залит ВДшкой на ночь. Весь следующий вечер (дело было в рабочий день) примерно 4 часа, был потрачен на аккуратное снятие его, но он так и не поддался «ласковым уговорам» при этом было сломано 3 головки на 10. Для этой операции необходимо иметь два ключа типа трубки на 22 и 10, чтоб они вставлялись друг в друга.
На следующий день при помощи газового ключа №3, головки на 22, кувалды и «какой-то матери» шкив был скручен за 5 минут. Перед использованием «волшебного ключа» шкив обмотал ветошью, на всякий случай. Но все равно на нем появились небольшие риски, которые легко зачислились мелким напильником.
Дальше разбирал по книжке, корпус выпрямительного блока без съемника никак не снять, пришлось его приобрести. После окончательной разборки стало видно, что почти весь ротор имел следы касания за статор. Подшипники были целые без видимых причин износа, но с увеличенным люфтом. Кстати оба подшипника при разборке остались в корпусе, а не как в книге на роторе. Решение было одно – менять на новые оба подшипника. Выпрессовались они просто и быстро с помощью молотка и воротка.
Сборка генератора
Сборка генератора заняла намного меньше времени чем разборка. Новые подшипники запрессовались быстро, главное не забыть вставить на месте пружинное и простое кольцо под задний подшипник. Перед сборкой все помыл бензинчиком и потер старой зубной щеткой. Собирается все в обратном порядке без особых проблем. А вот притянуть шкив к ротору гаечным ключом не удастся, т.к. на нем нет ни шпонок не шлицов, а притягивается с помощью конуса на вале ротора и гайки. Вот здесь опять необходимы ключики-трубочки на 22 и 10. С максимальными усилиями затягиваем их.
Инсталляция
1) Прикрепил кронштейн генератора к генератору;
2) Установил генератор - это лучше делать вдвоём, достаточно сложно удерживать его левой рукой, правой пытаться попасть болтиком в дырочку… за полчаса получилось прикрепить. Одеваем и натягиваем ремень;
3) Установил «паука» предварительно промыв его, оставил старую прокладку;
4) Промыл форсунки с помощью баллона «очиститель карбюратора» и батарейки (неоднократно обсуждалось в отдельных темах);
5) Собрал рампу с форсунками и устанавливаем на место, кстати, резиновые колечки оставил старые.
6) Промываем продуваем и собираем клапан ХХ с корпусом дроссельной заслонки;
7) Насаживаем шланги и устанавливаем её на впускной коллектор, устанавливаем и настраиваем тросики;
8) Устанавливаем воздушный фильтр, воздухозаборник, свечи зажигания;
9) Одеваем клемму аккумулятора и запускаем двигатель.
Серый 4WD, 99 Оренбург