cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 16:56

Наступили холода. Выпал снег. Средняя температура установилась у нас -6`С, иногда -1`C. Стал замечать странное поведение стрелки температуры (тойота раум май 98г.в.). Ранее в статьях Интернет читал, что со временем могут возникнуть проблемы с системой охлаждения в «лице» термостата. Но, как и все мы надеялся – «что меня это не коснётся». Ибо радость от разборки/сборки элементов машины давно прошла и разбирать уже ничего не хочется, Хочется, что б всё работало. Кто-то скажет – так не разбирай и иди в автосервис. Но вопрос наличия денег это одно, и не всегда они есть здесь и сейчас, другое – это качество выполненных работ автосервисом.
Вкратце про систему охлаждения: имеется два так называемых два контура (круга) – малый и большой. Малый это когда гоняет жидкость только в пределах двигателя. При достижении температуры 82 градуса открывается термостат и пускает ОЖ через радиатор. Приоткрывается термостат на столько что бы поддерживать нужную температуру. Если термо отдачи радиатора (к примеру летом) не хватает, то включается вентилятор радиатора. Если термостат зависнет, то двигателю придется греть оба контура. Увеличивается расход топлива из-за увеличения времени прогрева и возможно из-за не выхода двигателя на рабочую температуру 90гр (особенно зимой). И смесь топливо/воздух будет хуже воспламеняться.
Суть дела в том, что машина стала долго греться (и это в принципе нормально, холодно ведь, само по себе это подозрение не вызывало). На спуске стрелка стала падать до четверти шкалы, по прямой слегка подымалась, на холостом ходу и в горку подымалась немного не доходя до середины. После кратковременной стоянки (10-30 мин, без заводки двигла) стрелка падала с почти половины до четверти шкалы, а после запуска двигателя падала ещё ниже, на первую риску шкалы. Начинаю почти всегда движения в медленном режиме когда стрелка ОЖ доходит и начинает миновать первую риску. Обычно стрелка доходила до половины, пока я выезжал в медленном режиме со двора до главной дороги (метров 150, слегка под горку). А тут можно проехать до садика (постоянно в умеренную горку км-ра 3), и стрелка едва до четверти доходить. В общем странно всё это. Причины могут две: термостат или датчик стрелки. Рассказал товарищу который менял термостат на спринтёре. «Да ну, это не то, у спринтёра вообще стрелка не подымалась. То что у тебя варьирует вверх/вниз – это нормально…». Где ж нормально? На пред идущей машине у меня стрелка как в копанная стояла и зимой и летом. Перечитал ещё раз статьи. Решил разобрать, спонтанно, по настроению, сорвался и пошёл ковыряется. Подойдя к машине, к капоту я понял, что надо бы слить охлаждающую жидкость, но там снизу защита. До крантика на радиаторе не добраться, ведь машина не на эстокаде, а так ложится надо на землю надо и высматривать где он там. Мокро после дождя со снегом. Книга дома, возвращаться не хочется. Стал без слива жидкости разбирать. Блин слилось дохрена, больше литра. Ну да ладно, тосол есть - долью. Визуально термостат в поряде. Кинул в кастрюлю с водой поставил на печку. Вода стала пузырится и шуметь, термостат открылся. Градусника нет. Прикинул: при 100`C вода кипит, значит, примерно при 85`C пузырится и шумит. (уже потом посмотрел в Интернете и вспомнил физику: вода кипит при разной температуре, зависит от атмосферного давления. А пузырится раньше или позже, зависит от концентрации веществ в воде). На термостате написано 85гр. Наверное в норме. Резинка на термостате тоже без повреждений. Посетовал на датчик стрелки ОЖ и плохой контакт. Собрал всё назад. Залил жидкость, и примерно неделю ездил стрелка держалась, чуть ниже середины, но держалась гуляла слегка, но не так как раньше. Помня слова бывалого человека, что вариации стрелки ОЖ с горки на горку- это норма. Успокоился и только наблюдал. Всё началось по новой. Показал этому «бывалому» - «не-е-е, это термостат полюбому»-увидел и сказал он. Ну всё ясно. Пошел и купил. Дали 82 градусный. Тыкнули носом в каталог и сказали, что на раумах стоят именно 82 градусные. Хорошо…! 348 р. Со скидкой – мейд ин джапан на коробке. Ну а теперь сам процесс замены в картинках:
Заехал на эстокаду. Залез под низ. Кран радиатора оказался слева. (не там где я думал. В книжку так и не посмотрел). Шланг для слива подобрал я удачно, как оказалось. В защите двигателя напротив крантика есть дырка. Сунул туда шланг. Он зашёл с небольшим сопротивлением. (Так он и держался во время слива) И надвинул на штуцер крантика. Шланг толщиной примерно 1,5 см и внутренним диаметром примерно 8 мм – больше чем штуцер крантика. Открыл кран рукой примерно на два оборота. (выкручивать его не надо иначе выскочит и польётся «рекой»). Слил 1,5 литра. И пошёл пить чай, пока двигатель не остынет.
Далее снимаем мешающие элементы, для удобства.
Откручиваем два болта на 10 и снимаем патрубок воздушного фильтра. (Нужно открутить болты и раздвинуть фиксаторы патрубка возле фильтра).

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 91 )
Прикрепленный файл   22.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 16:59

отсоединяем разъёмы блока катушек зажигания и откручиваем этот блок, что б не мешал - 3 болта на 12. можно ещё отключить разъём датчика возле термостата

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 87 )
Прикрепленный файл   23.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 17:11

откручиваем две гайки на 10 и термостат свободен. собирать в обратном порядке. термостат провернуть так что бы дарка совподала с меткой на крышке питрубка термостата. после открытия крышки всётаки слилось немного житкости, примерно грам 100

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 134 )
Прикрепленный файл   24.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 17:14

стрелка охлаждающей жидкости до:

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 50 )
Прикрепленный файл   21.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 17:15

стрелка охлаждающей жидкости после:

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 45 )
Прикрепленный файл   25.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

20.12.2008, 17:25

Всё собрал в обратном порядке. Залил жидкость. (доливаем до полного в радиатор. Качаем машину – доливаем, рукой давим на верхний патрубок радиатора выходит воздух – доливаем – так несколько раз. После поездки и остывания проверить уровень ОЖ и долить в радиатор до полного и в расширительный бачёк)
Завёл двигатель. Стал собирать инструмент. Через 1,5-2 минуты стрелка дошла до первой риски. Уже хорошо до этого минут 5-7 надо было, тем более сильно ветрено сегодня ещё дольше должна была греться. Сразу заметил что печка не греет. Раньше стрелка доходила до первой риски и уже тепло шло, а тут уже четверть шкалы. Открыл капот по щупал трубы системы охлаждения: Трубы печки уже тёплые, значит на печку идёт, посмотрим дальше. На радиатор верхняя едва тёплая, нижняя холодная. Вроде работает. Теперь главное что б открылся термостат. Пошло тепло с печки. Машина прогрелась и стрелка дошла до уровня середины и даже чуть выше, раньше так не подымалась. Стоит на месте. Доехал до конкретной горке и поднялся на «полном газу». Стрелка на месте. Значит всё О.К. Испытал чувство удовлетворения, что был прав и деньги потрачены не зря. Ведь коробку с чеком, пока я возился с инструментом, унесло ветром и термостат уже не вернуть в магазин.
Написал так много, потому что хотел показать возникновение и развитее проблемы у обычного обывателя. Извините за некачественные фотки. Изменился ли расход позже напишу, когда замеряю. У тех у кого стрелочки ОЖ нет, нужно ориентироваться наверное только по времени прогрева раума соседа (друга) со стрелочкой при аналогичной температуре. Или же лучше достать высокотемпературный градусник, снять термостат и проверить его открытие от температуры в горячей воде.

 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

Lelik52
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 6545
Регистрация: 16.6.2005
Город: Нижний Новгород
Авто: Toyota Raum (2)

20.12.2008, 17:59

Молодец, спасибо!
Разжувал. Теперь, хошь не хошь, а менять термик придётся.
ссылка на фотки ссылка
для удобства просмотра фотографий в альбоме нажмите на надпись ОРИГИНАЛ (верх правый угол).

ссылка

Влад
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 823
Регистрация: 3.5.2006
Город: Новосибирск

20.12.2008, 20:17

Млин... проблем наоборот... При включении зажигания... на ХОЛОДНУЮ, стрелка сразу прыгает между первой риской и серединой... При полностью прогретом движке - между серединой и верхней риской.... Вентилятор при том работает нормально... Двигло реально не перегревается. Вчем проблем ??? Видать к электрикам путь проложен....
RAUM - 4WD, 1999, Светло-серый металик. ссылка

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

21.12.2008, 10:15

нужно выкрутить датчик стрелки и проверить его в горячеё воде. (дырку, где он стоял сразу чем нибудь заткнуть. или слить опять же ОЖ). для этого нужен высокотемпературный градусник и тестер (омметр). вот выдержка с зависимостью сопротивления от температуры:
Датчик температуры
охлаждающей жидкости и
датчик температуры воздуха
на впуске
1. Для снятия датчика температуры
охлаждающей жидкости слейте охлаждающую
жидкость.
2. Снимите датчик, отсоедините разъем.
3. Используя омметр, измерьте сопротивление
датчиков.
4. По графику найдите величину сопротивления
датчика (в зависимости
от температуры) и сопоставьте с результатами
измерения.
Если значение сопротивления выходит
за пределы допуска, приведенного
на графике, то замените датчик.
5. Установите датчик обратно.
6. Залейте охлаждающую жидкость
(Если снимали датчик температуры
охлаждающей жидкости).
7. Используя омметр, измерьте сопротивление
датчика температуры охлаждающей
жидкости.

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 23 )
Прикрепленный файл   __________.JPG
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

21.12.2008, 10:23

забыл одну фотку добавить на ней уже всё снято, жидкость малехо вытекает и видны оба термостата. жалко камера хреновая. на левом (старом) бобышка с дыркой на внешнем круге термостата, на правом (новом) она ближе к центру. и небольшие отличия в размерах элементов термостата, а так в принципе идентичны.

Прикрепленный файл ( Кол-во скачиваний: 49 )
Прикрепленный файл   26.jpg
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

21.12.2008, 10:43

думаю можно и не выкручивать сам датчик. судя по графику на холодную у датчика должно быть сопротивление при -10С от 7 до 20кОм. отсоедини на холодную разъём датчика и замерь его сопротивление. зная температуру воздуха можно провести апроксимацию на графике и определить какое сопротивление должно быть. у твоего примерно будет 200-300 ом.
если я не ошибся. если всё так и это действительно датчик. то существует два пути:
- купить и заменить. думаю много он стоить не будет
- высчитать разницу между твоими показаниями на холодную и теми что должны и впаять в цепь датчика резистор нужного наменала.. дешовый способ, но не факт что дальше стрелка будет соответствовать при нагреве реальной температуре (лучше заменить датчик)
а сделать это полюбоиу надо. инжектор берёт показания с трёх датчиков: датчика ОЖ, датчика воздуха на впуске и если исправен то и с датчика кислорода на выпуске(лямбда зонд). а значит твой инжектор неправильно льёт. возможен перерасход топлива, плохое тягло.
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

assus
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 262
Регистрация: 18.7.2008
Город: Казахстан ВКО г. Семей
Авто: Toyota Raum

22.12.2008, 8:29

Дорогие коллеги!
У меня перестала греть печка. При диагностики сказали что термостат сдох.
Подскажите при замене термостата нужно ли сливать антифриз?
И если кто то имеет опыт замены подскажите что и как?
ссылка

Muzzy
добрый огр
Сообщений: 1701
Регистрация: 2.6.2006
Город: Пермь

22.12.2008, 8:52

Влад
Бывает, что термостат подклинивает закрытым, а не открытым ;-)

Добавил тему в FAQ. Хороший отчёт wink.gif
Toyota RAUM 1997 г. EXZ-10 чёрный Пермь - продан. Уехал в Омск. А я купил короллу :)
--------------------
ссылка
--------------------
ссылка

forumist
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 977
Регистрация: 23.3.2008
Город: Казахстан, Алматы.
Авто: Toyota Raum (1)

22.12.2008, 9:19

cev

Респект за подробный отчет! Сразу возник вопрос: не в научном учереждени работаешь?

assus
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 262
Регистрация: 18.7.2008
Город: Казахстан ВКО г. Семей
Авто: Toyota Raum

22.12.2008, 10:01

Спасибо!
ссылка

gurza
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 1134
Регистрация: 29.10.2007
Город: Кемеровская обл., г.Новокузнецк

22.12.2008, 12:46

Да, и при замене термостата:
- особенно внимательны будте с новой прокладкой, она одевается на сам термостат по контуру, очень важно ее правильно надеть, иначе течь будет!
- аккуратней со шпильками на которые собственно термостат крепится - они очень хрупкие - не перетягивайте, иначе сломаете и кучу гемора заработаете (у меня даже в сервисе сломали, у других тоже случай были)...
TOYOTA-RAUM EXZ15 4WD, 2000г. продал в июне 2011

У Вас есть вопросы по Раум1 - ответы здесь:
ссылка

Влад
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 823
Регистрация: 3.5.2006
Город: Новосибирск

22.12.2008, 14:48

Muzzy
Так на холодную при включении зажигания стрелка сразу уходит вверх...
RAUM - 4WD, 1999, Светло-серый металик. ссылка

cev
Сервантовод !!!
Сообщений: 922
Регистрация: 10.11.2007
Город: Петропавловск-Камчатский
Авто: другое

23.12.2008, 4:21

muzzy! сопротивление померял?

"Сразу возник вопрос: не в научном учереждени работаешь?"

да, нет, обычная работа. просто не доверяю сто-шникам. разбираюсь сам с проблемами на сколько могу. знания из интеренета, отзывы и отчёты таких же как и мы пользователей тайёт и других авто. просто интиресовался зарание. читал всё по своему двигателю. был 4е, теперт 5е - пачти одинаковые (отличие в обёме и впуском отличабтся). книжки легионавтодата очень помагают. принцип автомобилестроения одинаков можно находить анологии в разных двигателях проще разбираться. многое есть на www.drom.ru и www.toyota-club.net, помимо этого, на каждую машину чаще всего есть свой форум (или клуб) и там попадаются знающие люди, ну или сталкивавшиеся с определённой проблемой о которой могут расказать и о способе решения. знаю как не просто бывает уснуть обычному обывателю если есть проблема (а фенанса не позволяют здесь и сейчас). может моя помощь поможет кому - нибудь найти гуманное решение и не накурочить лишнего.
 raum exz 15 белый металик - благополучно служит другому хозяину 

калдиныч
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 162
Регистрация: 25.8.2008
Город: Омск ст.Кировск

23.12.2008, 6:38

термостат провернуть так что бы дарка совподала с меткой на крышке питрубка термостата.

Неделю назад поменял термостат на эту дырку с бобышкой внимания не обратил, просто вставил новый и затянул, проехал уже 2200 км все пока хорошо, греется махом в салоне жара.
Сейчас прочитал и чет заочковал, хотя дырка с бобышкой это типа перепускной клапан и какая разница как его поставить. На старом термостате он с краю а на новом он ближе к середине.
ссылка

forumist
Уважаемый Раумовод
Сообщений: 977
Регистрация: 23.3.2008
Город: Казахстан, Алматы.
Авто: Toyota Raum (1)

23.12.2008, 8:21

cev

Все написанно хорошо и самое главное не оставляет места для неправильного толкования или интерпретации-все по научному четко и однозначно, или по инженерному

Вернуться в “Ремонт своими силами”

1 человек сейчас читает эту тему

Пользователей: 0